Между п. Переславское и Кумачево находится впечатляющее прусское городище, и×возможно важнейший храм пруссов-сембов — гора Гальтгарбен. Возвышаясь среди холмов Альк («Alk» — обозначает святые места пруссов) на высоту 111 метров от уровня моря, Гальтгарбен издавна привлекал внимание. Сами «горы» Альк (Alk-Gebirge) и их окрестности заслуживают особого внимания, поскольку являются впечатляющими природным феноменом и местом наибольшей концентрации топонимов с корнем «Альк» — священных мест пруссов. Эти холмы начинаются на юге в районе п. Логвиново с высоты около 20-40 м., достигая пика 100 м у поселка Переславское и снова снижаясь к×побережью у п. Романово и Заостровье.
Альк-Гебирге делят западную часть исторической земли пруссов – Самбии на две части. Известность Альк-Гебрге, прежде всего, принес Гальтгарбен — «гора Гальте» («gārbs» на прусском — гора) — одно из самых масштабных городищ пруссов.
Размеры площадки городища 170 x 50 м. Древнее укрепление окружено по всему периметру двумя-тремя поросшими мхом и деревьями валами высотой 4–6 м. и глубокими рвами. С запада у подножья Гальтгарбена находилось укреплённое поселение. Площадь всего городища со всеми укреплениями достигает 280 x 250 м.,авысота от подножья нижнего рва около 20–27 м. Впервые городище исследовали восточнопрусские археологи К.Вульф и Х. ф. Бенигк в 1860–70х гг. Правда, ничего найти им здесь так и не удалось. Зато Бенигком был создан макет городища для музея «Пруссия». В начале 1950-х советский археолог Фрида Гуревич обнаружила здесь культурный слой мощностью до 1,6 м., включавший в себя фрагменты керамики XII–XIV вв. Неподалёку от Гальтгарбена Эмилем Холлаком упоминается другое прусское городище – Дальвенен. Судя по письменным источникам XVI-XVIII вв., деревянная прусская крепость на Гальтгарбене могла быть и×одним из главных языческих святилищ пруссов. Возможно, здесь было знаменитое Ромове Рикойто — резиденция прусских жрецов. Не случайно во второй половине XIII в. здесь возникает именно епископский замок Ринау. Правда, за исключением пары упоминаний и легенд, от него ничего не сохранилось до наших дней. Здесь можно вспомнить и путаницу с замком Галгарбен, построенным Орденом на востоке Самбии неподалёку от прусской деревни Ринава (Ринау).
Об особом статусе Гальтгарбена говорят и легенды. Одна из них былаза писана монахом Симоном Грунау в XVI в. и опубликована в первом сборнике восточнопрусских легенд 1837 г. Теттау и Теме.
Легенда гласит, «что когда-то на горе Ринау жили потомки Замо — хозяина всего Замланда. На вершине горы росло множество могучих дубов. Гору считали священной. Поэтому на самом верху её находились изваяния Курхо и Вурсхайта. А в недрах горы находились урны с прахом её властителей, окружённые лучшими драгоценными камнями, монетами и другими сокровищами. Святилище было разрушено во время захвата Замланда братьями Тевтонского ордена. Но сокровища остались лежать глубоко под землёй нетронутыми. Это случилось в 1524 году, когда несколько монахов, отлучённых от монастыря за свою преданность евангелической вере, оставшись без средств к существованию, приняли решение искать сокровища. Итак, четырнадцать монахов отправились на поиски драгоценностей на высокую гору у Куменена. Когда они подошли
к горе то увидели там руины дворца, в котором много лет назад жил хозяин горы. Монахи принялись рыть под стеной. Но когда стена рухнула, оттуда поднялось ядовитое облако, от которого пятеро монахов упали замертво, а ещё трое умерли в муках на следующий день. Те же, кто остался, рассказывали, что видели огромные горшки, на каждом из которых сидело по чёрной собаке, из пастей которых выходили эти смертоносные пары. Несколько дней спустя, оставшиеся в живых монахи снова пошли на гору, неся в руках святые образы, с пением молитв и чтением псалмов, охранивших их от злых духов, рассеявших отравленный туман. Подойдя к дыре в земле, монахи увидели в углублении семь больших погребальных урн, и достав их оттуда, ликуя понесли в Кёнигсберг. Там они открыли урны в присутствии епископа и комтура. Но так как сокровища были чёртовы, тот, на горе монахам, обратил их в угольки, человеческие кости и пепел».
Здесь, кроме упоминания святилища и резиденции прусских вождей, обращают на себя внимание и урны с прахом и инвентарём пруссов, который действительно могли быть погребены где-то в окрестностях или у подножья самой горы.
Перейдём от легенд к истории. Несмотря на то, что у нас нет фактических доказательств об использовании горы в орденский и более поздние периоды, с течением времени Гальтграбен не теряет своей значимости. Именно здесь в 1818 г. был установлен мемориальный крест в память о жертвах наполеоновских войн. Гора становятся популярным местом патриотического паломничества. А за ним поспевает и туризм.
В 1906 г. на вершине Гальтгарбена появилась наблюдательная «Башня Бисмарка», а чуть позже у подножья- гостевые дома и удобные дороги. Таким образом, Гальтгарбен и его окрестности становятся крайне притягательными для путешественников. С начала XX в. на Гальтгарбене, и других высоких холмах холмов Альк действовали лыжные трассы, привлекавшие отдыхающих из Кёнигсберга. Весной 1945 г.район Гальтгарбена становится ареной ожесточенных боев между Вермахтом и наступающими частями Красной армии.
С 1960-х на вершине горы расположилась«секретная» военная часть, хорошо видная из космоса через googlemaps, но скрывающая площадку городища от посетителей и подвергающая его постоянному разрушению.