Хайлигенбайль

Хайлигенбайль

* открыть в google maps

Янтарный путь начинался на морских берегах Самбийского полуострова и потом направлялся на юг, минуя прусские земли Натангии и Вармии. Эстии — предки пруссов продавали Самбийский янтарь посредникам-германцам: «Германцы доставляют янтарь главным образом в Паннонию [одна из северных провинций Римской империи]. Оттуда его сначала привозили венеты, и затем распространяли на побережье Адриатического моря». Этот торговый путь был востребован с конца III тыс. до н.э. Именно в окрестностях Мамоново-Хайлигенбайль на берегу Вислинского залива у бывш. Лейсунена в начале XX в. был обнаружен большой клад янтаря-сырца (рубеж II — конец I тысячелетия до н.э.) весом 3 центнера.
Пруссы называли это место Свентаместан или Свента-пилс (свящённый город, замок). Город Хайлигенбайль был заложен здесь в начале XIV в. По одной из легенд название «Святой топор»

Считается, что в окрестностях г. Мамоново находилось главное святилище пруссов — Romowe, известное также как Ромове Рикойто.

Ромове Рикойто

Оно описано, как место в излучине реки, где рос вечнозелёный священный дуб. Вокруг дуба горели негасимые огни и проводились жертвоприношения. В ветвях дуба находились изображения трёх главных прусских богов: Паталса — бога смерти, магии и загробного мира, Перкунса — бога грома, атмосферных явлений и правосудия, и Патримпса — бога рек и источников, плодородия и войны. Всё чаще Ромове сегодня ассоциируют с укромной лощиной и горой Латайненберг, доступ к которой закрывает городище «шведеншанце» у пос. Липовка, Багратионовского р-на. Ромове было резиденцией верховного жреца пруссов — Криве Кривайтиса. Хронисты упоминают, что треть добытого в набегах имущества посвящалась богам, то есть передавалась жрецам. Это могло иметь отношение и к доходам янтарной торговли пруссов. Отсюда Янтарный путь продолжается на юг по территории Польши.

Городище Шведеншанце — Грюнвальде/Липовка

*открыть в google maps

Городище представлено ледниковой возвышенностью трапециевидной формы. Высота насыпи отуровня воды р. Ярфт-Витушка, омывающей городище с двух сторон, достигает более 20 м. С напольной, восточной стороны городище ограничено валом высотой 6,6 м, длиной около 40 м и шириной 4 м. Это единственное место, где можно было пройти на «замковую насыпь», минуя воды реки. Городище ограничивает вход в долину, в начале которой находится высокий холм — Латайнерберг (Латинская гора/Гора латинян), склоны которого также могли быть эскарпированы. Интересно само «народное» название городища «Шведеншанце», что может быть связано не только и не сколько со шведами».
Известно, что шведы в тридцатилетнюю и северную войну XVII вв. использовали далеко не все прусские сооружения, получившие такое название.
Конечно«шведеншанце» в Липовке находилось в 17 в. на их пути. При этом, в названиях Schwedenschanze (шведеншанце), характерных не многих прусских городищ может скрываться указание на более архаичное название этих местностей с прусскими *swent или литовским *švent — «святой», что вместе с конструкцией или расположением таких городищ, может намекать на существование здесь святилищ до сер. – конца XIII в. (см. Schwentischken,у п. Пугачёво). Со временем, вероятно, «шведы» в народном сознании становятся такими же мифологическими персонажами как «великаны» — некие культурные прапредки, герои. Наряду с этим название горы Латайненберг, а также легенды о монастыре Св. Троицы и священном дубе под Хайлигенбайлем косвенно могут отсылать к легендарному святилищу пруссов Рамаве – Ромове Рикойто. Считается, что самое раннее Ромове, Ромове Рикойто, как резиденция прусских жрецов и религиозного культа, возникает в V–VI веках в Натангии в связи с приходом братьев Брутена и Видевута, реформировавших прусскую религию и повседневный уклад жизни. Здесь оно существует до разграбления поляками во время одного из набегов в начале XI в. или уже до момента окончательного завоевания Натангии крестоносцами во второй половине XIII в. После Ромове переносится в Надровию (Варапилс-Шлоссберг), где находится, скорее всего, до конца завоевания Пруссии Тевтонским орденом в конце XIII века. После святыни Рамавы или Ромове, вместе со жрецами могли уйти в Литву, которая сохраняла языческие культы, в том числев роли княжеских-государственных, до конца XIV века.

Мамоновский городской музей

*открыть в google maps

Мамоновский городской музей — один из самых самобытных музеев Калининградской области. Работники музея, увлеченные и влюбленные в свой город люди, в пяти выставочных залах, один из которых полностью посвящён уникальному месту — замку Бальга (прусс. Хонеда), расскажут об истории этих мест — древней Натангии/Вармии.

Альтесхаус

www.alteshaus.ru
АНО «Музей городской жизни»
Россия, Калининград
ул. Красная, 11, кв. 1
тел.: +7 (4012) 33-50-60
моб.: +7 (9114) 51-42-84
info@alteshaus.ru

Проект «Янтарный путь. От Балтики до Аквилеи» победитель грантового конкурса благотворительного фонда Владимира Потанина «Музейный гид» 2016 года в номинации «Страна-музей»

Благотворительный фонд Владимира Потанина

Сделано в Пикторикеpictorica.ru