Гермау

Замок Гермау

* открыть в google maps

С 1581 г. замок Гермау становится резиденцией Бернштайнмейстера (Янтарного управляющего). Сюда из замка Лохштедт переезжает Янтарная палата — главное государственное учреждение Пруссии, контролирующее добычу и реализацию солнечного камня. С 1644 г. в замке Гермау находится янтарный суд, выносивший суровые приговоры за незаконную добычу янтаря. Из-за обветшания помещений замка Янтарную палату и суд переносят в 1693 году в Пальмникен (Янтарный).
Гермау

А на соседнем холме разместилась виселица суда, на которой устраивались демонстративные казни «браконьеров», добывавших янтарь без позволения государства. Виселичная гора находится на выезде из п. Русское в сторону Янтарного, на развилке, слева от дороги.

Замок Гермау был заложен в 1270 г. на месте прусской крепости Гирмава. Замок возводится в камне в первой трети XIV века. Крепость состояла из одного каменного флигеля с кирпичными углами. Форбург с оборонительной стеной и хозяйственными помещениями находился с запада и был отделен от замка широким рвом. Гермау являлся важным административным центром Тевтонского ордена на Самбийском полуострове — резиденцией камерария (управляющего замком и его округом).

В результате поражения Ордена в Грюнвальдской битве 1410 г. замок теряет своё оборонное значение и, после переноса отсюда Янтарной палаты, постепенно ветшает. Позже остатки крепостных сооружений послужили в качестве строительных материалов для постройки административных зданий в Пальмникене и устройства мостовых в Гермау. Около 1760 г. разрушающийся флигель замка ремонтируют и перестраивают в неф церкви, добавляя к нему башню. Территорию разобранного форбурга с XIX в. используют под кладбище. Во время боевых действий весны 1945 г. здание кирхи сильно пострадало. После войны руины здания стали разбираться на стройматериалы. В середине 1990-х территория исторического памятника была облагорожена, а остатки стен законсервированы.

Курган Бронзового века на горе Лустигберг

*открыть в google maps

(от нем. Lustigberg – «гора забав», считается, что в Новое время здесь находился бордель). Подобные памятники принадлежат к так называемой культуре Западно-балтийских курганов, датируемой 2500-500 гг. до Н.Э. Представляя собой семейную или родовую гробницу, такой курган мог использоваться в течение нескольких поколений. Из археологических находок в районе кургана были обнаружены каменный топор, бронзовый молот и более поздние железные предметы. Сам курган не исследовался археологами, каменные конструкции археологической насыпи повреждены окопами и траншеями Второй мировой войны.

Гора Висельников

*открыть в google maps

(нем. Galgenberg) у Гермау-Русское. Находится слева от поворота дороги на п. Янтарный. Использовалась администрацией янтарного суда в XVI-XVIIвв. (и, возможно, ранее) для наказания янтарных «браконьеров». В западной части Самбийского полуострова известно ещё три «горы висельников», одна на самом берегу у пос. Донское (бывш. Гросс Диршкейм) и две у пос. Кумачево (Куменен). Возможно, эти ледниковые возвышенности использовались пруссами до прихода крестоносцев в качестве святилищ, но позже поменяли свою функцию.

Городище «Шанценберг» (Гермау/Русское-1)

*открыть в google maps

Небольшое городище – замковая насыпь пруссов на северо-восточной окраине поселка Русское. Площадка городища имеет почти округлую форму размерами 64х60 м, высотой от уровня поймы ручья 12 м, от подошвы городища 9 м. Со стороны поля городище укреплено валом высотой до 5метров, с центральным входом с юга, где раньше находились ворота. Городище неоднократно исследовалось археологами.
Раскопками Бенигка (1876 г.) на площадке городища был обнаружен культурный слой с остатками горения, оставшегося после пожара или сожжения замка-укрепления во время вражеского набега.
А в 1950 г. при помощи нескольких шурфов (небольших раскопочных ям, обычно размером 1х1 м.) Ф.Д. Гуревич повторно открыла на площадке городища культурный слой мощностью до 0,8 м, в котором были встречены фрагменты лепной керамики, относимой к первому тысячелетию Н.Э. В 2015 г. на городище проводили совместные работы российские и немецкие археологи, было произведено бурение вала городища. Результаты исследования готовятся кпечати. Вероятнее всего, городище могло использоваться до XIII в. не только, как резиденция прусской родовой знати, но и как укрытие от вражеских набегов для остальных пруссов-общинников.

Городище Гросс-Хаузен

*открыть в google maps

Одно из самых масштабных городищ пруссов Гросс-Хаузен (или Хаузенберг, с нем. Gross-Hausen – «Большой Хаузен», «гора большого замка»), расположено в нескольких километрах к С-З от пос. Русское/Гермау. Городище состоит из одной площадки, имеющей впечатляющие размеры 120х50 м., высоту от подошвы — около 20 м., окружено тремя высокими валами и глубокими рвами. Такую гору, возвышающуюся на 89 метров над уровнем моря, трудно было не заметить окрестным жителям и проезжающему мимо путнику. Поэтому (и не только) о Гросс-Хаузене сохранилось несколько интересных легенд.
Одно из преданий о Хаузенберге гласит: «Один житель то ли из Большого, то ли из малого Курена как-то раз в новогоднюю ночь собрался в Гермау. Когда он приблизился к лысой горе Хаузена, то к немалому своему удивлению обнаружил, что на ней стоит великолепный замок. Замка этого он отродясь не видывал, хоть и часто путешествовал той дорогой. Недолго думая, направил он свою телегу в гору. Ворота замка были открыты. Когда он вошёл, то увидел там нарядных подземных жителей, веселившихся на празднике. Они пригласили его к столу. Крестьянин ел, пил и танцевал. Но потом спохватился, что нужно ехать обратно. Когда он стал собираться в дорогу, подземные жители окликнули его, мол, негоже уходить с пустыми руками. «Давай свой мешок!», – завопили они. Крестьянин поблагодарил их за доброту, водрузил полный мешок на плечо и пошёл к телеге. Бросив мешок в телегу, решил онглянуть, что же всё-таки такого ему там подарили. Ах, как стало ему неприятно –весь мешок был заполнен конским навозом! Однако сам мешок мог ещё пригодиться,поэтому он вытряхнул нечистоты наружу и убрался восвояси. Но уже дома, вытряхивая мешок, в углах его, там, где были остатки навоза, он обнаружил монеты из чистого золота! О том, что каждую новогоднюю ночь на Хаузене из подземли поднимается красивый замок, знают многие местные жители».
Вторая легенда рассказывает о «Девушке с Большого Хаузена»: «В проклятом замке на Хаузенберге жила одна заколдованная девушка. Чтобы освободить её, нужно было заехать на гору обратным ходом в телеге, где все части повернуты наоборот. Один юноша, переставил все части своей телеги должным образом и отправился на гору. Забыл он, правда, перевернуть один гвоздь в оглобле. Девушка, завидев его, стала кричать: «Переверни гвоздь в оглобле, переверни гвоздь!». Но было уже поздно. И в тот же час замок вместе с девушкой провалился под землю».
Существует и третья легенда о городище Хаузенберг у Гирмау из сборника Ройша, «Высыпь деньги!»: «Гора Хаузен — самая высокая гора на Замланде после Гальтгарбена. В этой горе, говорят, спрятан большой клад. И это не пустые слова — некоторым довелось увидеть его воочию. Бабушка еще до сих пор живущего в Раушене овдовевшего Шульца служила горничной в Гермау и однажды была послана еще с одним батраком на Хаузен собирать грибы. В густом кустарнике они скоро потеряли друг друга из виду. Тут батрак заметил прямо перед собой большую кучу золота, ярко блестевшую на солнце. Вокруг, свернувшись кольцом, ползал толстый черный змей. Змей смотрел на батрака все время так, словно хотел сказать: «Ну возьми же деньги! Возьми деньги!», пока, в конце концов, батрак не выдержал и не зачерпнул своей корзинкой золота столько, что она была доверху полна. Батраку казалось, что этого очень много, но с золотой горки будто бы ничего и не убыло. Тут батрак мигом стянул с себя рубаху и набил её золотом. Однако больше он не мог утащить и вспомнил, что, хорошо бы было позвать бедную девушку, чтобы она взяла себеоставшееся. И только было он начал звать свою спутницу, как поднялся такой шум и свист на горе, что его слабый голос затерялся в нем. Из густых облаков послышался пронзительный голос: «Высыпь деньги! Высыпь деньги!». Батрак сильно испугался и, чуть помешкав, таращившись то на золото, то на тучи, высыпал все золото сначала из корзинки, а потом из рубахи обратно на горку. И тотчас буря утихла. Змей погрузился вместе во своим сокровищем в гору и земля за ним закрылась. Снова ярко светило солнце и наконец девица услышала вопли батрака. Хотя уже не было никакого толку в том, что она прибежала, потому что сокровище исчезло и только несколько монет, которые выпали за круг, описываемый змеем, лежали на месте. Если бы батрак высыпал золото немного дальше, ему могло бы достаться больше. Потом много кто еще пытался выкопать эти сокровища, но никто так ничего и не нашел. Только раз еще другой батрак видел там золотую вещицу. Он споткнулся, взобравшись на Хаузен, словно бы об можжевеловую ветку, но приглядевшись он увидеть, что это былдрагоценный охотничий рог с изящной перевязью, какой мог принадлежать когда-то еще язычникам,. Он подобрал его и отвез его в управление, откуда рог будто бы попал в Берлин». Таким образом, местные жители знали о существовании замка на теперь «лысой горе» до появления к нему научного интереса. Его исчезновение они объясняли неким проклятьем. Замок считался «проклятым», возможно, и потому что принадлежал к другой — языческой эпохе, а значит к моменту «до-истории», к мифологическому времени Тьмы и Великанов. Поэтому-то замок становится видимым только один раз в году — в магическое время, новогоднюю ночь. А люди, ранее населявшие его, стали в сознании обывателей призраками или «подземными жителями» — мифическими предками, предшественниками, с которыми рассказчик мог ощущать какую-то связь. Возможно «подземные жители» здесь — это прусские сверхъестественные существа кауки, барздуки и маркополи, отчасти воплотившие в себя функции тотемов-предков. По другим письменным источникам, такие существа, особенно те, что связаны с миром мёртвых – а значит неисчерпаемыми богатствами (вспомним тысячи прусских погребений, включающих богатый погребальный инвентарь и коней), могут приносить и отнимать имущество. Видимо поэтому сюжет с дарением «подземными жителями» золота, предстающего человеку в виде навоза, углей или глиняных черепков, настолько популярен в европейском, и не только, фольклоре.
Поскольку следов орденского пребывания на Гросс-Хузенберге пока обнаружено не было (все найденная археологами керамика относится к пруссам, как и сама форма объекта), то можно предположить, что деревянные частоколы прусской крепости помере ненадобности постепенно приходили в упадок, зарастая лесом и выветриваясь из памяти местных жителей.
Это придавало сооружению новый постепенно меняющийся смысл – заброшенный проклятый замок, населённый нечистью, который открываетсвои недра любопытному путнику раз в году. При этом, во второй, романтизированной, легенде проклятие замка переходит на некую принцессу, которую можно спасти интересным образом – въехав на телегу в гору задом-наперёд, предварительно поменяв в ней всё наизнанку. Такой сюжет повторяется в одной из легенд о Гальтгарбене и замке на Коралленберге у Росситена (Рыбачий). Такое преобразование, деформация вещей «наоборот» при переходе в другое состояние – например, в мир предков, известна с древнейших времён – ломка и сгибание оружия в погребениях Европы, начиная с Эпохи Бронзы, этнографические обычаи и обряды
с переодеванием и тд. В третьей легенде о Хаузене актуализируется сокровище – клад, охраняемый змеем.
С одной стороны — общий сюжет, характерный и для других европейских народов. С другой, отмечу, что клады в виде бронзовых и серебряных изделий и слитков изредка находили у подножий прусских городищ. Возможно, легенда отразила и позже преувеличила, что случается, такую ситуацию обнаружения археологического клада. Кроме того, роль ужа и рогов для питья играет особое место в мифологии иритуалах западных балтов, о которых можно будет рассказать отдельно.
Судя по своей конструкции: несколько входов (были добавлены позже?), и, что немаловажно — отсутствию у Гросс-Хаузенберга реки или другого водного источника (кроме болот), а это было необходимо для постоянного поселения, городище использовалось пруссами для общественных сходов по типу новгородского вече, укрытия от врагов и/или как святилище. По легенде у Гросс-Хаузена был известен также и жертвенный камень. Кстати, следы культовой активности сторонников религий Старой Европы и Нью-Эйдж, попадаются на прусском памятнике и сегодня,особенно у больших плоских камней во рвах, напоминающих древние жертвенники.

www.alteshaus.ru
АНО «Музей городской жизни»
Россия, Калининград
ул. Красная, 11, кв. 1
тел.: +7 (4012) 33-50-60
моб.: +7 (9114) 51-42-84
info@alteshaus.ru

Проект «Янтарный путь. От Балтики до Аквилеи» победитель грантового конкурса благотворительного фонда Владимира Потанина «Музейный гид» 2016 года в номинации «Страна-музей»

Благотворительный фонд Владимира Потанина

Сделано в Пикторикеpictorica.ru